| |||
О чём пишут |
ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ
В Залесовском районе благотворительный марафон "Помогите детям" проходит в течение апреля-мая. Откликнулись многие: комитет по социальной защите населения принял решение оказать адресную помощь сироте - студентке Залесовского ПУ-64; МЖКХ отнесли на свой счет пользование отоплением и водой одной из малообеспеченных семей; работники районного Дома культуры - средства, полученные за проведение одного из мероприятий, передали семье инвалидов. Жители села Залесово несут в комитет по социальной защите населения вещи, обувь. Поддай газу! В ЗАЛЕСОВСКОМ РАЙОНЕ продолжаются перебои с газом. В села Пещерка, Гуниха, Борисово, Никольское газ не привозят два месяца. Администрация района должна газовикам 11 тысяч рублей. Уже начали отключать от газа дома злостных неплательщиков, отключено восемь квартир в домах Залесова. Если долги не будут погашены, газовики грозятся вовсе перестать привозить газ. При этом если до начала перебоев с газоснабжением в район завозили 22 тонны газа в месяц, то с августа народ расхватывает 25-27 тонн газа в баллонах. Люди запасаются. АЛТАЙСКОМУ КРАЮ УГРОЖАЕТ ЭПИДЕМИЯ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ? Как сообщили в Главном управлении по делам ГоиЧС Алтайского края, на минувшей неделе в селе Залесово Залесовского района зафиксирован случай заболевания крупнорогатого скота сибирской язвой. Как стало известно, на одном из частных подворий в Залесово погиб полуторагодовалый бычок. Результаты лабораторного исследования показали, что причиной смерти животного стала сибирская язва. Туша зараженного бычка была сожжена, а в районе объявлен карантин. В настоящее время крупнорогатый скот в Залесовском районе и прилегающих к нему районах края подвергается вакцинации. На въездах в Залесово установлены дезинфекционные барьеры. Кроме того, медики взяли под наблюдение всех людей, контактировавших с зараженным животным (их оказалось 15 человек). На сегодняшний день новые случаи заражения КРС сибирской язвой не зафиксированы. Артем КУДИНОВ, Барнаул НЕСМОТРЯ НА УСТАНОВЛЕННЫЙ КАРАНТИН, СОБРАТЬЯ ПОГИБШЕГО ОТ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ ТЕЛЕНКА ИЗ ЗАЛЕСОВО СВОБОДНО ПАСУТСЯ НА ОБОЧИНАХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАССЫ АЛТАЙ-КУЗБАСС. Как сообщалось, в середине августа в райцентре Залесово был зафиксирован случай заболевания полуторагодовалого теленка сибирской язвой. Туша зараженного бычка была сожжена, а в районе объявлен карантин. Крупный рогатый скот в Залесовском районе и прилегающих к нему районах края был подвергнут вакцинации. Сообщалось также, что на въездах в Залесово установлены дезинфекционные барьеры. Кроме того, медики взяли под наблюдение всех людей, контактировавших с зараженным животным (их оказалось 15 человек). Однако, по сообщениям очевидцев, характер карантинных мер вызывает многочисленные вопросы. Так, "дезинфекционные барьеры" представляют собой неохраняемые метровые полосы грунта, которые насыпаны поперек дорог, ведущих в Залесово. Также не предпринято никаких мер для ограничения передвижения скота в местах скопления людей. Так, коровы и телята из Залесово в значительном количестве пасутся на обочинах оживленной межрегиональной трассы Алтай-Кузбасс, проходящей по окраине Залесово. Тем самым создается угроза неконтролируемой вспышки сибирской язвы уже в нескольких регионах Сибири в случае, если инфекция снова прорвется наружу. Валерий Савинков ШТОРМОВОЕ предупреждение о рождественских морозах привело в состояние стресса население с. Залесово. С начала отопительного сезона котельные работали на остатках прошлогоднего угля, а потом пошла в ход костра - отходы льнопроизводства. При первом похолодании в конце ноября-декабре остановились обе школы райцентра: температура в некоторых кабинетах опустилась до нуля. Новый год грянул сорокаградусным морозом. Отовсюду сообщают о введении в Сибири чрезвычайного положения, о создании штабов, круглосуточно координирующих действия соответствующих служб, уточняются запасы топлива. А в Залесово только 5 января, когда столбик термометра в селе опустился до -50 град., послали в Заринск за углем КамАЗы на летней солярке. Затем - праздничные дни. Население каждый день ходит в котельные, затем в администрацию. Наверху никаких штабов и тревог, руководители в котельных не появляются. Наконец, жильцы многоквартирных домов настояли в администрации на необходимости безотлагательных мер. Перебросили крохи угля из котельных СПТУ и маслозавода. Жители села Залесово благодарны руководителям этих предприятий С. Абрамову, В. Сколотину и В. Бокию. У них топливо оказалось завезенным заранее - и в достатке. Однако, перспектива вывезти смерзшийся уголь из Заринска на КамАЗах, заправленных летней соляркой, очень мала. Рискуют жизнью водители КамАЗов, так как, со слов начальника теплосетей, был случай, когда едва отодрали от КамАЗа его водителя, которого отправили с углем в с. Пещерка без какого-либо сопровождения. Заложниками также оказались жильцы домов, больные райбольницы, учителя и учащиеся школ, кочегары, которым приходится лопатами заносить топливо в котельные к печам, так как его очень мало, а окна, через которые оно должно подаваться, вынуждены были закрыть, чтобы сэкономить остатки тепла. Отчаявшиеся жители района собрали 109 подписей под обращением "Разрешит ли кто-нибудь чрезвычайную ситуацию с топливом в районе?". Глава администрации Залесовского района Федор Траутвейн, комментируя это обращение отметил, что в этом году ситуация с подачей тепла складывается непростая. Небывало сильные морозы и обильный снегопад значительно осложняли работу тепловых сетей. Панельные многоэтажки в районе не способны выдерживать столь низкую температуру (-53 град.), которая держалась в районе в течение трех дней. Поэтому температура в квартирах опускалась ниже десяти градусов тепла, а стены кое-где промерзли. Но все шесть котлов районной котельной в эти дни работали на полную мощность. Естественно, что в морозы расход угля в те дни увеличился в два-три раза. Тем не менее в районе не разморожены тепловые сети, и сегодня в школы, больницы и жилые дома тепло поступает. Недостаток средств в районном бюджете и увеличение цены на уголь не снижают остроты ситуации. Все имеющиеся в распоряжении местных властей финансы направляются на закупку угля и обеспечение нормальной работы отопительных систем. В котельных района есть трех-семидневный запас твердого топлива. 18 января из Кузбасса пришло в Залесово два автомобиля "Урал" с углем. Шоферы говорят, что даже по новой дороге "Алтай-Кузбасс" ездить за топливом в такую непогоду очень непросто. Активизировать вывозку из Кемеровской области, где закуплено и хранится 1500 тонн, и Заринского гортопа (600 тонн) не позволяют сильные бураны. Как сообщает газета "Алтайская правда", как только немного погода улучшится, эти работы будут продолжены. Художник Белянин рисует чаем В Залесове открылась выставка самодеятельного художника Вячеслава Белянина. Он учился рисовать у киномеханика, писавшего афиши в сельском клубе. В 15 лет впервые выставил свои работы, выставка прошла в детской комнате милиции, но не потому, что Белянин был ее завсегдатаем, а потому, что при ней находился Центр детского творчества. Нынче в районной библиотеке выставлены лучшие работы художника - портреты и пейзажи, акварель, графика, живопись. Вячеслав Белянин рисует даже чаем. Художник Белянин неудачные картины не уничтожает - хранит, чтобы, сравнивая с новыми, видеть ошибки. |
История |
Государственный художественный музей Алтайского края // Сибирская икона
Oснову раздела иконописи составляют произведения из фондов Государственного художественного музея Алтайского края. Коллекция собиралась в течение 40 лет, и лишь с конца 1980-х годов началось ее интенсивное изучение, систематизация и атрибуция, а в последние годы – и реставрация. В настоящий Каталог включена 51 икона с точной и предположительной атрибуцией. Состав икон отражает основные периоды иконотворчества на Алтае, некоторые его центры и творчество отдельных мастеров. Приведены также образцы высокотехничных привозных икон, бытовавших в старообрядческой среде (из собрания ГХМАК и Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки). Главной особенностью, сыгравшей определяющую роль в формировании духовной культуры Алтая, было позднее заселение его русскими1>>>, когда они уже успели расколоться на старо- и новообрядцев. Это породило неблагоприятный для условия возникновения алтайского иконописания фактор: на Алтае не укоренились традиции древнерусской культуры. Ее носители – старообрядцы («раскольники») в XVIII–XIX веках пребывали в крайне тяжелых условиях выживания и строжайшей духовной и социально-экономической регламентации со стороны светской и духовной власти. Архивные документы XVIII–первой половины XIX веков свидетельствуют об отсутствии иконописцев на местах, поэтому заказы официальной церкви на иконописные работы заключались, в основном, с мастерами Тобольска, Красноярска, Томска, Москвы и даже Риги. Характерной особенностью развития иконописания на Алтае в этот период было обращение к услугам местных горных мастеров, получавших художественное образование. Так, в 1787 году начальник Колывано-Воскресенских заводов Г.С. Качка просил разрешения тобольского епископа Варлаама «употребить унтершихтмейстера Павла Бобровникова написанию образов»2>>> для иконостаса походной церкви Локтевского завода. Очевидно, что стилистически эти иконы не выходили из рамок «живописного художества», которому, по словам Качки, 4 года обучался Бобровников и которое отвечало вкусам не только тобольской епархии, но самого горного начальника, имевшего голландское происхождение. К бобровниковскому времени (конец XVIII века) можно отнести овальную иконку Евангелиста Матфея (Каталог 1). Те новообрядческие иконы XIX–начала ХХ веков, выполненные в традициях академической живописи, которые на основании семейных преданий и истории бытования можно было бы отнести к местным, в музейном собрании представлены единичными экспонатами, так как их комплектование долгие годы было случайным. Диапазон их исполнительской культуры достаточно широк: от высокотехничных образцов академизма до поражающих авторским «самомыслием» экзальтированныхобразов примитива (Каталог 2–6). Целенаправленно с первых экспедиций музея по краю (середина 60-х годов) в ГХМАК велось комплектование старообрядческой иконы. Из-за бесправного социального положения, не имея возможности развивать иконописный промысел, старообрядцы вплоть до второй половины XIX века довольствовались привозными иконами из России и с Урала. Чаще всего это были высокотехничные канонические иконы (Каталог 50,51). В середине XIX века на месте закрывшегося Сузунского медеплавильного завода возникает иконописный промысел, в котором традиции народного крестьянского искусства соединились с верностью православному канону. По мнению Н.Г. Велижаниной, там работало не менее 10 мастеров (см. в кн.: Сибирская икона, с.199). В Каталоге сузунские иконы сгруппированы по принципу стилистической близости (Каталог 7–18). К сузунским памятникам примыкают "темновидные" иконы с характерной трактовкой личного письма: темная карнация ликов контрастирует с белильной прорисовкой глаз, носа, губ (Каталог 19–21). Самая большая и цельная коллекция икон в ГХМАК представляет творчество старообрядческого иконописца из села Залесово В.Ф. Балыкина (1860–после 1932 года). Живший достаточно изолированно от близкой ему по духу религиозно-художественной среды, он, тем не менее, проявлял незаурядную духовную чуткость в вопросах иконописания. Ему чужды откровенные проявления крестьянского художественного мышления («краснушки», «чернушки», одежды с цветочками и кружочками, как на иконах его ближайшего соседа и ровесника замечательного сузунского мастера И.В. Крестьянникова). В наследии Балыкина четко прослеживаются две разноуровневые группы икон. Одна из них максимально приближена к строгому каноническому письму и выполнялась по заказам окрестных жителей и старообрядческих общин (Каталог 27–34). Другая – сугубо рыночная продукция, отмеченная всеми качествами расхожей иконы – упрощенным приблизительным рисунком, огрубленными приемами написания личного (Каталог 38–49). В целом для икон Балыкина характерны: охристый левкас, грубовато обработанная оборотная сторона доски, только тыльные шпонки, отсутствие ковчега, на месте лузги – от одной до трех линий цветной отводки, иногда четкая графья заменяет ассист и пробела, опись тонкими белильными и черными линиями лика, волос и одежд святых, насыщенные красные, синие, контрастные белые и черные сочетания цветов. Собрание сибирской иконы в Государственном художественном музее Алтайского края не является завершенным. В последние годы открылось творчество еще нескольких мастеров, ранее известных либо по архивным материалам, либо из устных источников. Кроме того, в Каталог не вошли сибирские иконы, находящиеся на реставрации в г. Томске. Все это позволит в будущем расширить данный раздел и, возможно, привлечь иконы из частных коллекций в качестве архивного приложения. |
Познакомься с народом |
Напишите мне |